История музыкальных видеоклипов и их роль в карьере современных музыкантов

ROCKETS MUSIC NEWS публикует очередную статью из рубрики, адресованной начинающим и продвинутым музыкантам, с советами известнейшего адвоката в сфере музыкальной индустрии США, Стива Гордона (Steve Gordon). Ранее Стив Гордон предостерегал читателей в статье "Дорога в ад или контракты, которые музыканты никогда не должны подписывать", а также рассказывал об "Особенностях продюсерских контрактов, о которых должен знать каждый музыкант".



Данная статья посвящается музыкальным видео и будет состоять из двух частей. Сегодня мы опубликуем первую ее часть, которая повествует об истории музыкальных видео, о важности грамотного их использования в современном мире музыки, их решающей роли в раскрутке и продвижении карьеры молодых музыкантов, а также об особенностях работы в YouTube и других видеохостингах.

Несмотря на то, что на MTV теперь почти не показывают музыкальных клипов, в настоящее время именно они играют решающую роль в раскрутке и продвижении начинающих артистов. Однако прежде чем снять свое собственное видео, стоит ознакомиться с правовыми вопросами их производства и публикации.

1. Эпоха до музыкальных видео

Визуальные презентации музыкальных произведений существовали со времен первых звуковых кинофильмов. На самом деле, первым голливудским полнометражным фильмом с использованием озвучивания синхронных реплик стала картина "Певец джаза" 1927 года с певцом Элом Джолсоном в главной роли. 

До изобретения видеокамер было снято множество музыкальных короткометражных фильмов, показывающих процесс создания песен, например, "Мой дом – это Америка" (The House I Live In - That's America To Me) Фрэнка Синатры.  

Эти фильмы до сих пор иногда показывают в кинотеатрах перед сеансом. В 1960-х годах такие музыканты, как Rolling Stones и The Beatles начали снимать краткие киноистории об отдельных песнях для продвижения своих альбомов. Но рассвет того, что мы сейчас называем музыкальным видео, начался в 1970-х годах. Так, в 1975 году группа Queen заказала производство видео для своего нового тогда сингла Bohemian Rhapsody с целью его трансляции на одном популярном британском телешоу. А в 1979 году на телевидении США была создана первая национальная музыкальная программа под названием Video Concert Hall, нацеленная на демонстрацию музыкальных видео. 

2.  MTV и зарождение эры видеоклипов на телевидении 

Общенациональное вещание MTV началось в 1981 году. Первым видеоклипом, показанным в эфире канала, стал ролик Video Killed the Radio Star («Видео убило звезду радио») группы The Buggles. Это событие послужило началом эпохи круглосуточной ротации музыкальных клипов на телевидении.

Учредители MTV, в том числе Роберт Питман (нынешний главный исполнительный директор iHeartMedia, Inc.), убедили звукозаписывающие лейблы снимать больше видео и отдавать их на MTV бесплатно, так же, как они отдавали записи на радиостанции. Идея заключалась в том, что видео должны способствовать росту объемов записей на лейблах и увеличению продаж. Единственным отчислением, которое канал MTV делал лейблам, была относительно небольшая плата за обеспечение исключительных прав на воспроизведение видео в течение определенного периода времени.

В частности, за обеспечение таких прав MTV платил Sony Music 4 млн. долларов США в год. К середине 1980-х годов MTV стал играть ключевую маркетинговую роль в области поп- и рок-музыки. Многие знаковые исполнители того времени, в первую очередь Мадонна, "Аэросмит", The Who, Фил Коллинз и Билли Айдол, обязаны своим грандиозным успехом привлекательности их видео. Ну а самым ярким примером, безусловно, служат видеоклипы на песни Майкла Джексона Billie Jean и Thriller, которые помогли артисту стать самым "продаваемым" поп-исполнителем всех времен.

Однако к концу 90-х годов количество видео в эфире MTV резко уменьшилось. Бывший президент MTV Ван Тоффлер объяснял эту ситуацию так: 

"Очевидно, что идея обычной трансляции музыкальных видео себя изжила. Современная аудитория диктует нам новые правила, мы должны переделать себя под них". 

Десятилетие спустя канал MTV стал транслировать в среднем всего три часа видеоклипов в день, предпочитая мультфильмы, такие как "Бивис и Баттхед", и реалити-шоу, такие как Jersey Shore.

Ежегодно общее время ротации музыкальных видеоклипов снижалось, несмотря на просьбы об обратном таких музыкантов, как Джастин Тимберлейк и проч.

3. YouTube и рост популярности кавер-видео*  

YouTube был основан в феврале 2005 года тремя бывшими сотрудниками PayPal в Калифорнии. В ноябре 2006 года он был куплен Google за 1,65 млрд. долларов США. Этот видеохостинг может по праву называться "MTV нашего времени". Многие мировые звезды первой величины регулярно получают сотни миллионов просмотров своих новых видео, а их звукозаписывающие компании и музыкальные издатели монетизируют эти просмотры с помощью рекламы.

YouTube оставляет себе примерно 40% дохода от рекламы (хотя детали расчетов точных сумм не доступны для общественности), а остальное выплачивается владельцам авторских прав. 

Одним из неоспоримых достоинств YouTube является тот факт, что этот ресурс позволяет делиться своими видео с людьми из любой точки планеты. Но что делает YouTube наиболее привлекательным для начинающих музыкантов – это легкость, с которой можно загружать видео и показывать их огромной аудитории. Все это также делает сайт невероятно конкурентоспособным.

По информации YouTube, каждую минуту на серверы видеохостинга загружаются сотни часов контента. Таким образом, даже если у вашего видео имеется потенциальная аудитория в миллион человек, его нахождение в море подобного же контента является огромной проблемой. Одним из приемов, которым начинающие музыканты пользуются на YouTube для привлечения к себе внимания, является создание "каверов", то есть перезаписей хитовых песен. Наглядным примером артиста, начинавшего свою карьеру с подобного, является Джастин Бибер.

Прежде чем превратиться в популярную среди школьниц звезду, Джастин Бибер был обычным ребенком из Стратфорда, Онтарио. В возрасте 12 лет Бибер стал регулярно размещать кавер-версии популярных песен в стиле ритм-энд-блюз на своем канале YouTube под именем kidrauhl. С течением времени его видео набирали все большее и большее количество просмотров, и в итоге его заметил менеджер Скутер Браун. Браун забрал 13-летнего Бибера в Атланту, чтобы сделать несколько демозаписей, а затем познакомил его с Ашером, который в итоге выиграл у Джастина Тимберлейка право подписать контракт с молодой звездой YouTube.

После заключения контракта с Ашером Бибер записал свой первый альбом, выпустил сингл One Time и продолжил в том же духе, добившись того, что его портретами оклеили стены своих спален почти все девочки-подростки мира. К настоящему моменту в копилке Бибера имеется три мультиплатиновых альбома, и он продолжает выступать с аншлагами в крупных концертных залах по всему миру. А ведь все начиналось с YouTube…

Другим примером того, как с помощью кавер-видео дается старт карьере, может служить трио Vazquez Sound, известное своими перепевками хитов современности, в том числе песни Адели Rolling in the Deep, ролик на которую собрал более 172 млн. просмотров на YouTube. В сентябре 2014 года группа Vazquez Sound выпустила свой первый оригинальный альбом, который мгновенно стал хитом и принес музыкантам номинацию на премию в латиноамериканском Грэмми 2015 года в категории "Лучший новый артист". Еще одним примером является поп-дуэт Karmin. Они ворвались в шоу-бизнес пару лет назад с качественными и весьма нахальными каверами на хиты таких артистов, как Лил Уэйн, Ники Минаж и Кэти Перри.

Алессия Кара (Alessia Cara), 19-летняя канадская певица и автор песен, являет собой еще один пример грамотного применения YouTube. В настоящее время она подписала контракт с лейблом Def Jam и выпустила ставший популярным сингл Here, ворвавшийся в топ-20 в Соединенных Штатах. Достичь всего этого певице помогли акустические версии известных хитов, спетые ею и размещенные на YouTube.



Съёмки музыкального клипа

Смотрите другие материалы о

4. Звезды YouTube 

Свою карьеру можно также построить, снимая и выкладывая оригинальный контент на собственный канал YouTube. Ярким примером тому может служить Линдси Стирлинг (Lindsey Stirling) – она играет на скрипке, танцует, а также делает и то, и другое… одновременно. Стирлинг начала размещать свои видео в 2007 году после неудачной попытки заключить сделку с одним лейблом. Теперь она утверждает, что этот лейбл сам умоляет ее подписать с ним контракт, но слишком поздно – она в этом больше не нуждается. 

Вот что Линдси Стирлинг говорит о YouTube: 

"Это средоточие лояльно настроенных почитателей вашего таланта, которые действительно хотят, чтобы вы преуспели, потому что они сами нашли вас. Это не какая-то крупная радиостанция или лейбл, насильно пичкающие искусством аудиторию".

Далее последовало четвертое место в рейтинге Forbes среди самых финансово успешных пользователей YouTube, а также 6 млн. долларов прибыли за 2014 год. Кроме того, Стирлинг выпустила два альбома и начала прибыльную гастрольную карьеру.

5. Новый вариант подписки на YouTube

Недавно YouTube запустил широко обсуждаемый платный сервис по подписке под названием YouTube Red. Новый сервис предлагает возможность просмотра всех текущих видео на YouTube без рекламы, а также дает доступ к дополнительному эксклюзивному контенту от ряда лучших видеоблогеров сайта, таких как ПьюДиПай (PewDiePie) и Лилли Сингх (Lilly Singh). Сервис YouTube Red был запущен 28 октября 2015 года по цене 9,99 долларов в месяц.

Наибольшее внимание на YouTube Red будет уделяться музыке, в частности, будет обеспечен доступ к стримингу музыки Google Play Music и новому приложению под названием YouTube Music, которое предлагает персонализированный плей-лист на основе выбранной песни или исполнителя (как у Pandora). Оба музыкальных приложения также имеют версии с рекламой, доступ к которым могут получить пользователи, не подписанные на услугу Red.

6. Инди-видео собственного производства с целью раскрутки карьеры в таких социальных сетях, как Vine & Instagram

В течение последних нескольких лет с появлением смартфонов с возможностью съемки и воспроизведения видео, а также в связи с появлением большого числа социальных сетей, случился настоящий прорыв в области музыкального видео: авторы-исполнители различных направлений музыки добиваются успеха, в том числе коммерческого, используя краткие видеоролики, размещенные на различных социальных платформах, помимо YouTube.

В качестве примера можно привести Шона Мендеса (Shawn Mendes) – канадского автора-исполнителя. В 2013 году, когда ему было 15 лет, Шон начал размещать свои кавер-видео на Vine и собрал миллионы просмотров. В следующем году он уже подписал контракт с лейблом Island Records и стал самым молодым артистом, ворвавшимся со своей песней на пятое место хит-парада Billboard Hot 100.

* Кавер-видео – видео, снятые на кавер-версии известных песен.