Почему дети 2000-х слушают диско 90-х?

Авторская колонка Стаса Васина о том, почему поколение 2000-х с удовольствием отрывается под песни конца прошлого века.



Меня, дорогие товарищи, терзает культурологический вопрос, который сегодня обострился.  20-28 лет назад я выступал перед аудиторией. Диджеил. Можете троллить меня петушьём. Но в заключении я раскрою это важное понятие, которое тонко прочувствовал Зиновий Биртман в своём ультрахите.

А вопрос вот, собственно, в чём. Уже не первый раз и не я один заметил, что молодёжь 2000 года рождения люто отрывается под хиты 90-х. В основном, русские. Иванушки, Меладзе, Агутин, Ляпис, Земфира, Губин, Леприконсы, Руки Вверх, Гости из Будущего и т.д. Из иностранных Ice MC, 2Unlimited, Capella, Gala, Corona, Masterboy и прочих подобных. Я прекрасно понимаю феномен Дискотеки 90-х или 80-х. Учёными давно доказано, что та музыку, которую человек слушал с 10 до 18 лет, будет с ним всю жизнь и будет каждый раз вызывать ностальгию, либо прилив энергии на танцполе.

Но почему люди 2000 г.р. слушают и танцуют под треки 93-98? Их 12-18 лет пришлись на начало-конец 2010-х. Да, бесспорно, в 90-е закончилась последняя волна "Большой Музыки", и во всех стилях были написаны нетленки. От дэт метала до хип-хопа. Но и в нулевые были хорошие песни, хотя и происходила общая стагнация музыкальных рынков из-за наступления тотального пост-модерна и кризиса музыкальной индустрии, продолжающегося до сих пор. Но сейчас-то всё стало очень неплохо. Мы преодолеваем этот этап. Много выходит отличного рока, рэпа, электроники, попсы. Много кросса и стилевого фьюжена. Недавний пример. Нойз МС из конца 90-х делает совместку с Монеточкой из конца 00-х - "Люди с автоматами". Очень круто выходят у них социальный злободневный текст с фирменными Нойзовскими рифмой и панчем, отличные звуки в аранже, танцевальный грув, хорошо спродюссированное сочетание двух голосов. Мы орём. А молодёжь даже не знает этого трека. Ко мне подошли сегодня и спросили: "А кто это?".

Новые (да и старые, и относительно новые) русские группы начинают давать отличный уровень (наконец-то!): Лёд 9, Нейромонах Феофан, Кис-Кис, Ice3peak, Громыка, Пневмослон, Казускома, Биртман, ILWT, Anacondaz, Гуд Таймз, Слот, Казускома, Dj Steppa, Голос Омерики, 25/17 и многие другие. В электронной танцевальной музыке хаус/прогрессив тоже имеется полно годноты. С запада вообще последние несколько лет приходят бомбы. У металла, похоже, мощнейший ренессанс начинается.

Но, нет. Всё это слушают люди 30+. А молодняк пляшет под Меладзе.



DJ


Смотрите другие материалы о

Много раз с ними общался, говорят: "У вас тогда такое крутое музло было!". Я им рассказываю, что Иванушки и Меладзе в нашу юность были зашкваром и музыкой гопоты, а мы котировали Дельфина, Бэд Бэланс, Моральный Кодекс, Мумий Тролль, Михея, IFK, Здубов. И вообще мало слушали русского, т.к. с запада шёл лютый жир от Нирваны до Моби. Они же дико удивляются и вылупляют глазёнки: "Моби? А кто это такой?"

На вопрос, почему же они слушают наши 90-е, никто из них вменяемо ответить не может. Да, понятно, 90-е выжимают изо всех сил уже не первый год. Их родители ходят на все эти сборища в Олимпийских. Всё это звучит у них дома, ротируется на радио. И хипстерская мода завязана на 90-х. Причём не на самых прекрасных её проявлениях, вроде цветастых спортивных костюмов из разноцветных несочетаемых кусочков. Я в таком на физру ходил и люто его ненавидел, мечтая о недоступном мне Адидасе Ориджинал, как у Голди и Перцев.

Где же протест и нонконформизм, присущий каждому молодому поколению? "Мы не хотим слушать вашу музыку, потому что мы другие и хотим создать свою контркультуры с Монеточкой и Гошей Рубчинским", - это было бы нормально. Но нет. Монеточка даже толком не успела хайпануть нормально и уже закатывается, потому что проект этого года Кис-Кис вчистую её сносит. А Гречка вообще уже вне повестки дня. Не важно, плохие они или хорошие, важно, что они из их среды, их возраста и поют про них и для них. Мимо. Все идут на Руки Вверх, которые, кстати, третьи в стране по собираемости залов после Ленинграда и Макса Коржа (ещё один феномен). Третьи! В нулевых Жуков почитал за счастье бесплатно в какой-нибудь сборке в Олимпийском выступить и гонял по колхозным региональным клубам за дешман. Именно молодёжь его вынесла снова в топы.

Конечно, частично можно объяснить всё происходящее общим падением интеллекта, деградацией вкусов и вульгарностью разнузданного потребления, что факт. Но я не могу понять, как можно всё это выбирать, когда, в отличие от наших 90-х, сейчас просто фантастический выбор и возможности. При этом болтать без умолку про саморазвитие, расширение границ восприятия и собственную псевдоуникальность, на которой сейчас помешаны представители социума, которым до 30.

Меня это злит. 30 лет назад меня истязало радио и телевидение всеми этими Жуковыми, Красками, Губиными, но я, стиснув зубы, дней 10 зарабатывал 12 долларов, чтобы поехать на Горбушку и купить новый сингл Моби. Ко мне этим же вечером приходили друзья и подружки, мы распечатывали диск, рассаживались на полу моей квартиры и как в театре слушали, не шевелясь. Потом разбирали, делились впечатлениями, что-то ещё слушали, а я после ухода гостей шёл и записывал новинку на десяток оставленных кассет. Нам сразу понятно было, что Моби чертов гений. А круче RHCP никого не появится, и они станут платиновой классикой. В конце нулевых в барах и клубах висели списки в диджейках и пультовых с запретными композициями: там были Руки Вверх и т.п.

И к чему мы пришли? Сейчас мне нужно пару часов, чтобы скачать для ознакомления два-три десятка дисков. В три клика. По дороге. В метро. На совещании. Не тратя на это ни секунды свободного времени и платя за это какие-то копейки. Но даже тут они умудряются творить какой-то трындец.

Подходит девушка ко мне сегодня: "Поставьте песню с названием чего-то там Calma". Говорю ей: "А кто исполняет?". Не знает. Лезу в гугл. Выдаёт что угодно, кроме песни. Опять подходит: "Нашли?". "Нет, - говорю, - у тебя смартфон есть, ты же там её слушаешь?". "Есть, но у меня там она переименована в «секси латино»". Приходит третий раз. Я взрываюсь: "Я не ставлю песни на заказ, если они мне самому не нравятся, я не отказал сейчас, потому что ты изначально вежливо попросила, но сейчас ты меня задолбала отвлекать, я играю всегда спидмиксингом с техническими фишками, треки больше минуты-двух не звучат в эфире, мне некогда болтать. Просто пойди и найди название своей любимой песни и я тебе её поставлю, потому что уже обещал". 30 минут они с подругой искали название. У меня, глядь, несколько тысяч пластинок и я каждую помню, а про бòльшую часть могу рассказать доп.инфо: год выпуска, лейбл, состав группы, страна, где напечатан был винил, стоимость и т.д. Без смартфонов и шаззамов. А они, все обвешаны технологиями и гаджетами, не могут вменяемо у диджея попросить одну песню. 

Понятно, что молодёжь совершенно разная. Я её вижу и общаюсь с ней больше, чем любой из вас, так как очень много хожу на концерты, в клубы, бары и т.д. Есть  эстеты, с хорошим вкусом и стилем. И их много. Но мейнстрим, всё же, такой, про который я поведал в этом тексте.

Буду и дальше продолжать культурологические исследования, потому что очень хочу понять социальные и интеллектуальные механизмы этого парадокса.

P.S. Сегодня я играл как типичный барный/клубный диджей-сэт 4 часа. Подготовка заняла 3 часа. По ощущениям и усталости я могу сказать, что то, чем я занимаюсь сейчас, прокат/инсталл/техдиректорство/бэклайн - ад и урановые рудники.

Так что если вам барные и корпоративные диджеи будут вешать лапшу про то, как они вкалывают - шлите их. А на серьёзном уровне, когда пишешь свои треки, издаёшь их, продюссируешь несколько проектов (своих или чужих), делаешь два-три радиошоу в неделю, гастроли и туры + пресс-контракты, резидентство в клубах, издание миксов, создание подкастов и т.д. - то, с чего я ушёл почти 10 лет назад - тоже ад и урановые рудники. Но это у 20% диджеев страны. Все остальные DJ's по барам пинают, спокойно зарабатываясь в Москве от 100000 рублей. И именно поэтому я говорю, что "все диджеи петушьё".

Текст: Стас Васин