Советские панк-рок-группы: TOP-10

Несмотря на то, что рок как таковой в Советском Союзе был под запретом, однако это вовсе не означает, что его не было вообще. Пока "товарищи в кабинетах заливали щеками стол", в разных городах нашей необъятной Родины появлялись самобытные и талантливые коллективы. Конечно, рок был в глубоком подполье, но это пошло ему только на пользу. Пока по телевизору показывали одинаковые и прилизанные, как под одну большую гребёнку, всевозможные ВИА, андеграундная сцена ежемесячно выплёвывала в свет самобытные и потрясающие коллективы. Тяжелее всех, пожалуй, пришлось командам, играющим панк-рок. Ведь по существу панк-рок - это не столько музыкальный жанр, сколько стиль жизни. Как, например, хиппи. У панков была своя идеология, свои вкусы, свои предпочтения в одежде, свой взгляд на окружающую действительность. Как пел Егор Летов: "Я всегда буду против". Вот именно, панки всегда были против всего. При этом парни с ирокезами, проживающие в разных регионах страны, разительно отличались друг от друга. Прибалтийские панки практически ничем не отличались от западных. По всей видимости, сказывалась близость заграницы и отсутствие широкой русской души. Сибирские панки тяготели к простым, но мелодичным песням с грубоватыми риффами, но запоминающейся мелодией и неприязнью к советской власти и силовым структурам. Панки средней полосы предпочитали делать акцент на остро-социальные темы и умение пользоваться музыкальными инструментами. И так далее. По большому счёту, многие советские группы, которые не принято относить к панк-року, не брезговали использовать его в своём творчестве - "Кино", "Аквариум", "АукцЫон", "Наутилус Помпилиус" и многие другие. Но были и такие коллективы, которые сохранили верность и бунтарский дух на много лет.



1. "Автоматические Удовлетворители"

Принято считать, что "Автоматические Удовлетворители" ("АУ") является первой панк-группой в СССР, а её лидер и основатель Андрей "Свин" Панов - первым панком. Именно панком, а не панк-рокером. Конечно, "Автоматические Удовлетворители"выпускали альбомы и даже гастролировала по стране, но Свин не ставил музыку на первое место. Для него главным был сам дух бунтарства и наплевательское отношение на окружающую действительность. Как и положено панкам, музыканты "Автоматических Удовлетворителей"не старались совершенствовать свои таланты и просто пытались играть слаженно, что у них, честно говоря, не всегда получалось. Однако песни Свина поражали в то время своей новизной и действовали магически на неокрепшие умы советской молодёжи, породив целую массу подражателей

2. "Гражданская Оборона"

"Гражданская Оборона" - самая известная и популярная панк-группа в стране в советский период времени. Чтобы там ни говорили поклонники коллектива, но в середине и в конце восьмидесятых она была не менее востребованной, нежели пресловутый "Ласковый май". Вот только духовного вдохновителя группы и бесспорного гуру всего сибирского панк-рока Егора Летова не интересовала слава. Несмотря на свою плодовитость и колоссальное количество групп, в которых он переиграл, Егор Летов никогда не рвался к славе. Он предпочитал писать песни, которые лились из его души. И именно это обожали в нём его поклонники. Ведь человек всегда чувствует, что исходит от сердца, а что просто высосано из пальца и подстроено под требования моды.

3. "Объект насмешек"

Тяжело отнести к панк-року группу, музыканты которой умеют играть на своих инструментах. Но ради "Объект насмешек" можно сделать исключение. Их песни-протесты являются чистейшим панком, даже если учесть то, что исполнены они профессионально и вполне качественно. Альбомы "Объект насмешек" - это всегда задорно, живенько и, как говорится, на злобу дня. Правда, до современной молодёжи вряд ли дойдёт смысл их песен. Это потому, что ей уже никогда не понять, кто такие люберы, зачем был нужен комсомольский билет и что такое гласность. Однако это вовсе не значит, что "Объект насмешек" можно сбросить со счетов и вычеркнуть из списка. Ведь недаром говорят, что история повторяется. И кто знает, может быть в скором времени песни группы снова обретут новую жизнь.

4. "Инструкция по выживанию"

Ещё один коллектив из бескрайней Сибири. Песни "Инструкции по выживанию" настолько сильно поразили Егора Летова, что он даже рискнул перепеть их лично. И при этом, честно говоря, создавалось такое впечатление, что Егор Летов сам их написал. Настолько близкими по духу они ему были. В одном альбоме сибирские парни умудрились затронуть все самые злободневные темы, волновавшие в те времена прогрессивные молодые умы - начиная от боевых действий в Афганистане и заканчивая философскими рассуждениями о тленности всего сущего.

5. "Чудо-Юдо"

Несмотря на то, что группа "Чудо-Юдо" образовалась в начале восьмидесятых годов прошлого века и считается одним из патриархов отечественной панк-сцены, свой дебютный альбом она выпустила лишь в 1989 году. И то благодаря лишь тому, что музыканты коллектива согласились сняться в эпизодических ролях в нашумевшей картине "Авария - дочь мента", снятой по повести Юрия Короткова. "Чудо-Юдо" больше известны не своими песнями, а вызывающим внешним видом, от которого коробило прилизанных комсомольцев, накаченных гопников и чиновников, для которых все панки были клоунами и отщепенцами.



Гражданская оборона


Смотрите другие материалы о

6. Янка Дягилева

Янка Дягилева - одна из немногих представительниц слабого пола, сумевших сделать себе имя на отечественной панк-сцене. Конечно, и здесь не обошлось без вездесущего Егора Летова, который всячески двигал в массы творчество талантливой певицы. В основном, Янка Дягилевапела свои песни под гитару, но благодаря Егору Летову и спонтанно собранной группе "Великие Октябри" её композиции обрели бессмертие и в электрическом варианте. Трогательные и разрывающие душу песни Янки Дягилевой вызывают не меньше эмоций, нежели стихи классиков. Жаль только, что как и большинство по-настоящему талантливых людей Янка Дягилева умерла в самом расцвете сил. И смерть талантливой певицы до сих пор считается одной из самых загадочных в истории русского рока.

7. "Водопад имени Вахтанга Кикабидзе"

Одна из самых оригинальных групп в истории советского рока. Честно говоря, "Водопад имени Вахтанга Кикабидзе" тяжело отнести к классическим панкам. Скорее, это фолк-панк с элементами стёба и пародий. Зато то, что делали эти уральские ребята отличалось неимоверным юмором. Парни разыгрывали настоящие театральные представления, записанные на аудиокассеты в виде долгоиграющих альбомов. Аналогов "Водопаду имени Вахтанга Кикабидзе" ни в те далёкие советские времена, ни на современной музыкальнойсцене не было, нет и, скорее всего, уже и не будет.

8. "Чёрный Лукич"

Группа "Чёрный Лукич" была основана в Новосибирске Вадимом Кузьминым. Как и вся сибирская панк-тусовка, ребята из этого коллектива плотно общались со своими коллегами - Егором Летовым, Кузей Уо, Янкой Дягилевой, Манагером и прочими. Естественно, это не могло не сказаться на творчестве "Чёрного Лукича". Но как бы то ни было на самом деле, а альбом "Кончились патроны" стал культовым среди поклонников панк-рока и в считанные дни разлетелся по всей стране. Не было такой неформальной тусовки, где хотя бы раз в день не распевали песни из этого альбома.

9. "Бригадный подряд"

Образованная в 1985 году питерская банда "Бригадный подряд" быстро вырвалась в верхние строчки панк-хит-парадов. Отвязный, практически классический панк-рок с грязными риффами. Кстати, это одна из немногих панк-групп, которая продолжает функционировать и до сих пор выпускает альбомы. Правда, слушая последние записи "Бригадного подряда" уже тяжело назвать их музыку чистым панк-роком. Иначе и не может быть - бывшие бунтари выросли, научились играть на своих инструментах, а мировоззрение в корне изменилось. Как бы то ни было, а ещё сам Егор Летов назвал "Бригадный подряд" музыкально настоящими панками.

10. "Сектор газа"

Большинство поклонников панк-рока не воспринимают "Сектор газа" в качестве серьёзного коллектива, играющего классический панк. Но, как уже было сказано выше, панк - это состояние души. И лидер группы Юрий "Хой" Клинских был самым что ни на есть настоящих панком в душе и по жизни. Да, его песни - это нагло передранные хиты зарубежных групп или откровенная попса, тексты изобилуют крепкими словечками, а музыка поражает своей эстрадностью. Но всё-таки это панк-рок, причём во многих его проявлениях - от хоррор-панка до рэпа и фолка. По существу, "Сектор газа" больше любили те самые гопники, которые не давали прохода неформальным молодёжным группировкам, нежели сами панки и рокеры, но это вовсе не принижает вклад Юрия Хоя в отечественный андеграунд.