30 seconds to mars в Олимпийском 2018

Дорога в ад или контракты, которые музыканты никогда не должны подписывать

Дорога в ад или контракты, которые музыканты никогда не должны подписывать

марта 10, 2016 - 21:29
0 comments

И. Босх. "Сад земных наслаждений. Ад".

Данной статьей ROCKETSMUSIC открывает серию советов начинающим музыкантам от известнейшего адвоката в сфере музыкальной индустрии США, Стива Гордона (Steve Gordon).  

В этой статье можно узнать все о контрактах, которые никогда не должны заключать музыканты. И посвящена она договорам музыкантов с продюсерскими фирмами. В частности, в статье приведен обзор основных положений "адского" контракта с пояснениями, почему и как они должны быть изменены.

Продюсерские фирмы и лейблы – это не одно и то же!

Продюсерские компании обычно состоят из одного или двух сотрудников и имеют весьма ограниченные ресурсы. Главная их задача – сделать несколько демозаписей артиста, чтобы предложить их реальной звукозаписывающей компании. К сожалению, зачастую продюсерские фирмы предлагают артисту подписать договор, на долгое время порабощающий его. В результате заключения подобного "соглашения" фирма становится музыкальным издателем артиста и забирает значительный объем всех его доходов, которые тот может когда-либо заработать в шоу-бизнесе. Подобные контракты таят в себе и другие ужасы.

Вариант соглашения, который мы рассмотрим в этой статье, является типичным контрактом продюсерской компании, замаскированной под "лейбл". Имейте в виду: подобного рода соглашение является крайне опасным для артиста. В нем представлены все условия, содержащиеся, как правило, в эксклюзивном соглашении, предлагаемом крупным звукозаписывающим лейблом, в том числе и условия, связанные с выпуском дополнительных альбомов, что может продлить срок действия соглашения на неопределенное время, а также 360 положений, призванных дать компании право на значительную часть доходов артиста от любой его деятельности в шоу-бизнесе.

Но подобное соглашение не дает артисту ни одного преимущества из тех, что предлагает ему контракт с настоящим крупным лейблом, как то бюджет на запись альбома и аванс.

Существует множество различий между продюсерской компанией и реальным лейблом, но у них есть и общие черты. И продюсерская фирма, и лейбл владеют студией звукозаписи и студийным оборудованием или по крайней мере имеют доступ к ним. И те, и другие также содержат в своем штате оплачиваемых продюсеров или инди-продюсеров на договорной основе, которых они приглашают для записи альбомов.

Однако настоящий лейбл, как правило, имеет ряд неоспоримых преимуществ:

  • Штатные специалисты и / или фрилансеры, которые предоставляют как традиционные маркетинговые и рекламные услуги, так и онлайн-поддержку в социальных сетях;
  • Штатные специалисты и / или фрилансеры, которые регулярно направляют записи артиста на радио, что по-прежнему является важным элементом продвижения нового артиста, особенно в рок-музыке, а также ритм-энд-блюзе, хип-хопе и кантри;
  • Видеоотдел, предназначенный для производства, контроля и оплаты за производство промо-видео и электронных материалов для прессы;
  • Отлаженные отношения с популярными телевизионными шоу с целью успешного продвижения артиста;
  • Отношения с ведущими цифровыми сервисами по продвижению артиста, позволяющими, например, успешно лоббировать размещение информации об артисте на домашней странице того же iTunes;
  • Отношения с руководителями музыкальных отделов и рекламными агентствами для обеспечения размещения в телевизионных шоу, фильмах и рекламных кампаниях;
  • Доступ к каналам распределения для продажи альбомов, выпущенных на дисках;
  • Способность координировать распределение музыкального материала через сотни цифровых музыкальных сервисов по всему миру;
  • Наличие свободных денежных средств, необходимых для оплаты труда штатных сотрудников и фрилансеров, в обязанности которых входит вся описанная выше работа; а также
  • (и, вероятно, это самое главное) финансовые возможности, позволяющие заплатить артисту аванс сверх производственных издержек.

Соглашение с продюсерской фирмой, которая притворяется лейблом 

Ниже будет разбираться типовое соглашение, которое заключала с музыкантами реально существующая продюсерская компания, но которое по сути может предложить только настоящий лейбл. Как было показано выше, продюсерская компания практически не обладает ни одним из ресурсов истинного звукозаписывающего лейбла. Продюсерская фирма на самом деле должна предлагать лишь своего рода "торговую сделку", согласно которой она обязана в ограниченный отрезок времени найти для артиста подходящий лейбл. Вместо этого с артистом заключается подобное соглашение, которое включает в себя абсолютно несправедливые и неоправданные положения. Ниже приведен обзор основных положений данного контракта с пояснениями, почему они должны быть изменены:

Срок действия соглашения

В договоре установлен начальный срок его действия, равный 15 месяцам, однако существует условие о выпуске четырех дополнительных альбомов. Поскольку решение о выпуске каждого альбома принимает сама компания, контракт может продолжаться до бесконечности. Артист, конечно, мог бы нанять адвоката, чтобы попытаться расторгнуть этот договор, но продюсерская фирма может продолжать вставлять палки в колеса и помешать музыканту заключить другую сделку, утверждая, договор все еще в силе.

В случае если компания – это обычная продюсерская фирма, а не реальный лейбл, она должна предложить артисту лишь торговый сделку, в соответствии с которой компании вменяется в обязанность в ограниченный период времени помочь артисту записать как минимум пять или шесть треков (или демозаписей), которые бы показывали артиста с лучшей стороны, и предложить эти треки реальным лейблам с целью продвижения артиста на следующий уровень. Как правило, в распоряжении продюсерской фирмы есть девять месяцев для того, чтобы успешно "пристроить" демозаписи. Если продюсерская компания не может обеспечить такую сделку, артист имеет право расторгнуть соглашение.

Выпуск альбомов

Продюсерская компания не имеет ресурсов, чтобы помочь артисту так, как это может сделать реальный лейбл, и, следовательно, она не должна пытаться поставить артиста в зависимость от выпуска нескольких альбомов. С другой стороны, если продюсерская компания обеспечивает хорошую сделку артиста с авторитетным звукозаписывающим лейблом, она имеет право на долю доходов артиста, которые тот получает от лейбла, в том числе авансы и гонорары за эксклюзивные услуги для артиста. Честная сделка может предусматривать, что компания будет получать часть таких доходов от первых нескольких альбомов артиста, выпускаемых лейблом.

Гонорар

Разумный гонорар за производство демозаписей и заключение для артиста сделки с лейблом составляет от 5% до 20%. Процент должен зависеть от того, сколько лейбл платит артисту. Если аванс артиста составляет 100000 долларов США, продюсерская компания получит от 5000 до 20000 долларов. И если гонорар артиста составляет 15%, продюсерская компания получит от 5% до 20% от этого гонорара, то есть от 0,75% до 3%.

Гонорар в размере 5% целесообразен в случае, когда у артиста уже имеются профессиональные записи и продюсерской компании нужно лишь "пристроить" артиста на лейбл. Гонорар в 20% уместен, когда продюсерской компании приходится заниматься производством всех демозаписей и, возможно, даже размещением треков в социальных сетях или на iTunes с целью первоначальной раскрутки. 

Тем не менее, многие продюсерские компании будут пытаться извлечь максимальную выгоду из наивности начинающего артиста и потребуют 40% или 50%, а то и больше. 

Подчеркнем еще раз, что гонорар продюсерской компании должен быть ограничен и исчисляться исключительно из сумм авансов и гонораров, получаемых артистом от лейбла за предоставляемые ему эксклюзивные услуги. В "адском" варианте соглашения с артистом, рассмотренном нами выше, компания будет пытаться обеспечить себе процент от любого дохода артиста в шоу-бизнесе, включая живое исполнение, издание и продажу альбомов. 

Однако в случае если продюсерская компания обеспечивает артисту подходящую сделку с лейблом, справедливым будет компенсировать ее расходы. Но расходы компании должны быть разумными, задокументированными и, безусловно, утверждены артистом. И сумма должна быть вычитаема "сверху". Это означает, что если расходы компании составили 10000 долларов США, а лейбл платит аванс в размере 100000 долларов, то 10000 следует вычесть из 100000, и компания должна получить 20% от 90000 (18000 долларов США), а артист должен получить 80% от 90000 (72000 долларов США). Если расходы не вычитаются таким образом, то компания получит 20% от 100000 долларов и еще 10000, то есть уже 30000 долларов. Артист в этом случае получит только 80% от остатка, равного 70000, то есть 56000 долларов США.

360 положений 

Поскольку объемы доходов от музыкальных записей в последние 15 лет резко снизились, лейблы изменили стандартный договор, чтобы иметь возможность получать прибыль от других источников, в том числе от продажи сувенирной продукции ("мерча"), рекламы с участием артистов, живых выступлений и гастролей и даже участия артистов в телевизионных программах или фильмах. Поскольку лейблы хотели бы иметь доход от любой деятельности артиста, подобные договоры стали носить название "360". Если крупный лейбл, который обладает всеми возможностями сделать из артиста звезду первой величины, может быть, и заслуживает того, чтобы разделить с артистом все его доходы, то продюсерская фирма не имеет на это никакого права. 

Однако если в действительности продюсерская компания предпринимает некие меры, чтобы помочь артисту заработать на других видах деятельности, помимо продажи записей, нет ничего плохого в том, чтобы вознаградить ее за это. К примеру, если компания находит артисту возможность выступить на высокооплачиваемом частном мероприятии, она вполне заслуживает процент от оплаты услуг артиста.

Кроме того, если крупный лейбл требует 360 отчислений от различных доходов артиста, продюсерская компания и артист могут обсудить варианты авансов, чтобы как-то сбалансировать эти отчисления. В частности, если звукозаписывающая компания хочет получать процент от гастрольной деятельности артиста, продюсерская компания и артист могут потребовать значительную предоплату от звукозаписывающей компании в обмен на эти гонорары. В данном случае и продюсерская компания, и артист получат выгоду за счет аванса.

Новости музыки на Rocketsmusic