30 seconds to mars в Олимпийском 2018

Особенности продюсерских контрактов, о которых должен знать каждый музыкант

Особенности продюсерских контрактов, о которых должен знать каждый музыкант

марта 12, 2016 - 19:44
0 comments

ROCKETSMUSIC предлагает вашему вниманию очередную статью из новой рубрики, адресованной начинающим и продвинутым музыкантам. В этой рубрике мы публикуем, в частности, серию советов музыкантам от известнейшего адвоката в сфере музыкальной индустрии США, Стива Гордона (Steve Gordon). Это вторая по счету публикация от Стива Гордона. До этого он предостерегал начинающих артистов в статье "Дорога в ад или контракты, которые музыканты никогда не должны подписывать".

В этой статье мы рассмотрим особенности контрактов с музыкальным продюсером в контексте инди-музыки*. Подобные контракты заметно отличаются от стандартных соглашений продюсеров с крупными лейблами. В штате крупного лейбла, как правило, имеется опытный в сфере музыкальной индустрии адвокат, который ведет переговоры по важным сделкам от имени лейбла. А что касается небольшого лейбла или инди-музыканта, те скромные ресурсы, которыми они обладают, не позволяют им нанять серьезного юриста. 

Данная статья предназначена для продюсеров, находящихся в подобной ситуации, а также инди-музыкантов и небольших лейблов.

Отличия сделок ведущих лейблов с продюсерами от сделок с инди-продюсерами 

Для начала необходимо понять, чем отличаются договоры, которые заключают с продюсерами крупные лейблы, от договоров, с которыми продюсер сталкивается в инди-мире. Сделка крупного лейбла с продюсером, как правило, включает в себя вознаграждение, сумма которого колеблется от нескольких тысяч долларов до гораздо больших значений для продюсера с серьезным послужным списком в области создания хитов.

Кроме того, продюсер обычно получает гонорар в размере от 3% до 5%, который рассчитывается таким же образом, как и гонорар артиста. Например, если гонорар артиста рассчитывается как процент от предполагаемой розничной цены записи, гонорар продюсера будет рассчитан так же. Как и гонорар артиста (который обычно колеблется в пределах от 12% до 18%), гонорар продюсера будет подвержен ряду вычетов, таких как затраты на упаковку или уменьшенный гонорар от продаж за рубежом. Гонорар продюсера, как правило, вычитается из гонорара артиста, что по сути заставляет артиста оплачивать гонорар продюсера.

В отличие от артиста, продюсер обычно получает свой гонорар от первой проданной записи после возмещения расходов на запись. Это означает, что как только общий доход превысит издержки производства, продюсер получит свою долю выплат, прежде чем продадутся все записи, в то время как артист – нет. 

Когда артист или небольшой лейбл нанимают продюсера, предоплата за его услуги, как правило, значительно меньше. Кроме того, поскольку лейбл и артист могут выступать как одно и то же юридическое лицо, зачастую не имеет смысла привязывать гонорар продюсера к гонорару артиста. В этом случае гонорар продюсера, если таковой имеется, может быть основан на чистой выручке или прибыли. 

Бит

Многие музыканты, особенно работающие в стиле хип-хоп и ритм-энд-блюз, да и в поп-музыке, имеют дело с битом** в качестве главного элемента своих записей. Зачастую артист или инди-лейбл заняты поиском нужного бита, который составит основу всей композиции. Некоторые биты сэмплируются, а некоторые покупаются или приобретаются по лицензии от производителя, создающего биты при помощи цифровых ударных установок или другого студийного оборудования.

Некоторые производители битов, такие как the Neptunes (Фаррел Уильямс – Pharrell Williams и Чад Хьюго – Chad Hugo) создают более сложные биты, нежели простые барабанные удары. Для производства своих битов они используют не только звуки ударной установки, но и синтезаторные риффы, сэмплерную клавиатуру и множество перкуссионных звуков. 

Дуэт the Neptunes создал ряд известнейших хитов в стиле хип-хоп и ритм-энд-блюз в конце 1990-х и в 2000-х годах. Таким образом, стоимость бита от the Neptunes может быть очень высокой. Тем не менее, многие начинающие продюсеры будут предлагать их биты по низкой цене или, возможно, даже откажутся от аванса в обмен на гонорар, подлежащий уплате в случае, если артист сделает деньги на создаваемой песне.

В студии продюсер несет полную ответственность за окончательный звук в записываемом материале. Однако зачастую артист покупает бит (или приобретает его по лицензии), а затем заканчивает запись либо самостоятельно, либо с другим продюсером. 

Два объекта копирайта: "записи" (фонограмма) и "музыкальные произведения"

Как известно, авторское право защищает "музыкальные произведения", включая песни и любой сопровождающий их текст, а также оркестровые произведения, либретто и иные музыкальные сочинения. Но авторское право также защищает "фонограмму", то есть, записи музыкальных композиций. Бит, как правило, является одновременно записью и музыкальным сочинением, поскольку запись бита включает в себя отдельно охраняемое авторским правом музыкальное произведение.

На протяжении многих лет продюсеры в целом не создавали в музыке ничего нового. Они лишь принимали участие в записи песен, сочиненных музыкантом, и доводили их до ума. Однако ситуация изменилась. Теперь в поп-музыке, ритм-энд-блюзе и особенно в хип-хопе продюсеры заняты именно созданием новой музыки путем предоставления битов или даже целых музыкальных тем, на которые накладывается пение или рэп артиста. В этом случае продюсер создает два объекта авторского права: запись и часть музыкальной композиции.

Именно поэтому продюсеры иногда заключают контракты с музыкальными издательствами (читайте в одной из наших следующих статей о соглашениях с музыкальными издательствами).

Соглашения в отношении использования битов 

Чаще всего продюсер предпочитает продать бит сразу же. В этом случае покупатель будет иметь исключительное право на использование бита. Но в иных случаях продюсер выдает неисключительную лицензию на использование бита и оставляет за собой право использовать бит либо самостоятельно, либо для передачи лицензий на него третьим лицам.  

"Служебное произведение" и неисключительная лицензия

Если предметом соглашения является продажа, оно, как правило, должно быть структурировано как "договор на служебное произведение***". Согласно этому договору, продюсер теряет все права на бит, в том числе авторское право и право повторного использования бита в любых целях. Если же речь идет о выдачи неисключительной лицензии, продюсер сохраняет за собой и авторское право, и право использовать бит еще раз или проводить с ним иные сделки.

Ниже представлен типовой пункт из контракта на служебное произведение

Служебное произведение: продюсер признает, что все результаты и доходы от его услуг рассматриваются как «служебное произведение» для Компании [или Артиста] согласно законодательству США об авторских правах. Соответственно, продюсер также признает и соглашается с тем, что Компания является и должна считаться автором и / или исключительным владельцем бита, включая музыкальную композицию и запись, из которых состоит бит. Записи и музыкальные композиции, содержащиеся в нем, могут быть использованы владельцем исключительных авторских прав для любых его целей по всему миру; сюда относятся все права любого рода, содержащиеся в авторском праве, любое продление или расширение этих прав, а также любых других соответствующих прав. Компания имеет право использовать некоторые или все биты в любых средствах массовой информации, известных в настоящее время или открытых в будущем, по всему миру, на бессрочной основе, в любых конфигурациях по решению Компании. В связи с этим продюсер настоящим предоставляет Компании как доверенному лицу право на выполнение, подтверждение, доставку и регистрацию в Бюро регистрации авторских прав США или в другом месте любых или всех документов, относящихся к данному биту, если он не в состоянии выполнить то же самое в течение пяти (5) дней после соответствующего запроса Компании.

Продюсер обычно всегда заинтересован сохранить за собой авторские права. Тем не менее, иногда вопрос о служебном произведении не подлежит обсуждению, и тогда продюсер должен спросить себя: "Может ли аванс компенсировать потерю права на использование бита?" Как правило, когда артист или инди-лейбл нанимают продюсера для создания бита и / или полного производства записи одного или нескольких треков, с ним заключают контракт на служебное произведение, но продюсер при этом получает аванс и может вести переговоры о дополнительных гонорарах.

Вознаграждение

Сумма вознаграждения, если таковое имеется, будет зависеть от целого ряда факторов, в том числе от того, является ли предметом соглашения продажа или лицензия. В случае продажи сумма вознаграждения больше, чем если речь идет о неисключительной лицензии, в соответствии с которой продюсер оставляет за собой право повторного использования бита. Но самым важным фактором при определении суммы вознаграждения является деловая репутация продюсера. Продюсер, создавший ряд успешных треков, может потребовать плату в несколько тысяч долларов или более, а продюсер с опытом создания хитов может запросить гораздо большую сумму. Однако приобретение бита по лицензии или даже покупка бита у талантливого, но малоизвестного продюсера может стоить всего несколько сотен долларов. Если продюсер получает еще и гонорар в дополнение к вознаграждению, то вознаграждение будет, как правило, рассматриваться как аванс, уплачиваемый до гонорара.

Гонорар

Как было отмечено выше, гонорар продюсера, нанятого самим артистом или небольшим лейблом, может быть основан на чистой выручке или прибыли. Традиционный гонорар продюсера, работающего с ведущим лейблом, составляет от 3% до 5% от гонорара артиста. Чистая прибыль должна определяться следующим образом: общий доход, полученный от продажи треков или передачи их по лицензии за вычетом вознаграждения продюсера и других производственных затрат.

Механический гонорар

Даже в случае заключения договора на служебное произведение у продюсера есть возможность сохранить авторские права на размер его вклада в музыкальное произведение (в отличие от записи). В этом случае лейбл или артист должны запросить разрешения продюсера на использование этого его вклада для дальнейшего продвижения записей. 

В обмен на это разрешение продюсер обычно получает "механический" гонорар, т.е. гонорар, привязанный к использованию основной музыкальной композиции, содержащейся в записи. Механические гонорары устанавливаются законом. Текущая механическая ставка в США составляет 9,1 цента за песню, за каждый проданный ее экземпляр (а для песен, длительность которых превышает пять минут, - 1,75 центов за минуту или ее часть). В связи с тем, что продюсер скорее всего не создал всю песню целиком, на 100% (часть песни, например, текст, мог написать кто-то другой, например, сам артист), процент (доля), получаемый продюсером, подлежит обсуждению.

В случае если доля производителя составляет 50%, он будет получать 9,1 цент за каждую проданную запись, содержащую песню, в дополнение к его продюсерскому гонорару, который привязан к доходу, полученному от записи, а не песни.

И, наконец, лейбл часто просит продюсера принять ставку, равную 3/4 от ставки, установленной законом (то есть 75% от 9,1 центов). Прописывается это в статье контракта под названием "Контролируемая композиция". Как правило, никаких видимых оснований для этого нет. Тем не менее, все ведущие лейблы вносили этот пункт в контракт в течение многих лет, чтобы уменьшить выплаты артистам, которые сами сочиняют свои песни, и продюсерам, которые также принимают участие в создании песен. Единственным аргументом, оправдывающим подобное поведение лейбла, является тот факт, что снижение ставки механического гонорара побуждает лейблы использовать песню и, таким образом, продвигать ее. 

С юридической точки зрения нужно отметить, что продюсерский договор чаще всего – это смешанный договор, включающий в себя несколько видов договоров (агентский, оказания услуг, отчуждения исключительного права или лицензионный). Кроме того, он может содержать положения, которые не относятся ни к одному из предусмотренных законом видов договоров. В связи с этим при составлении договора нужно учитывать конкретные обстоятельства и зачастую составлять не один договор, а несколько, например, авторский договор заказа и договор об оказании услуг.

* Инди-музыка (англ. Indie music, от англ. independent music — "независимая музыка") включает в себя музыкальные жанры, субкультуры, для которых характерны независимость от коммерческой поп-музыки и мейнстрима.

** Далее по тексту бит будет использоваться в качестве наглядного примера объекта авторского права, являющегося одновременно и "записью" и "музыкальным произведением".

*** Служебное произведение – произведение литературы, науки и искусства, созданное автором в рамках своих служебных обязанностей (служебного задания) по трудовому договору.

Новости музыки на Rocketsmusic